Навигация

Ещё один раз про содержание спецодежды

23.12.2024
117

Согласно статье 28 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» наниматель обязан:

— «обеспечить бесплатную выдачу работникам средств индивидуальной защиты;

— организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты».

Аналогично эти требования изложены в главе 15 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53 «Об утверждении Правил по охране труда».

Соответственно, невыполнение нанимателем законодательства по охране труда не только в части качества, своевременности и обоснованности выдачи средств индивидуальной защиты (далее- СИЗ), но и в части должного содержания (включающего чистку, обеспыливание, ремонт, стирку и т.п.) влечет за собой применение законодательно обусловленных мер наказания. Это может быть не только применение Кодекса об административных правонарушениях, но, и в случае тяжелого травмирования и гибели работников, — применение Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Подробный порядок обеспечения СИЗ содержится в постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты» (далее- Инструкция).

Поскольку, наниматель обязан обеспечить все вышеизложенные требования к выдаче, хранению, стирке, ремонту СИЗ, то они являются собственностью нанимателя, подлежат возврату по окончании периода использования, а также при увольнении работника до окончания периода использования, переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные СИЗ не предусмотрены типовыми нормами, нормами организации (пункт 23 Инструкции). Более того, работникам запрещено выносить СИЗ за пределы организации по окончании работы (пункт 46 Инструкции. И только в отдельных случаях там, где по условиям работы установленный порядок хранения СИЗ не может быть обеспечен (на лесозаготовках, геологоразведочных работах, строительно-монтажных работах в полевых условиях и других), они могут оставаться в нерабочее время у работников, что определяется правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (контрактом) (пункт 46 Инструкции).

Наниматель обязан обеспечить не только обеспыливание, стирку, ремонт СИЗ, но и организовать хранение СИЗ в специально оборудованных помещения (гардеробные) со шкафами для раздельного хранения личной одежды (обуви) и специальной одежды (специальной обуви) (пункт 41 Инструкции). Требования к помещениям хранения, складирования СИЗ содержатся в пунктах 40 и 41 Инструкции. Химчистка, стирка, ремонт, дегазация, дезактивация, дезинфекция, дезинсекция и обеспыливание средств индивидуальной защиты производятся нанимателем в сроки, установленные по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами с учетом производственных условий и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (пункт 51 Инструкции).

Работники самостоятельно стирать спецодежду дома (даже при условии компенсации им расходов на моющие средства и т.п.), не имеют права, поскольку работникам запрещается выносить СИЗ за пределы территории нанимателя по окончании работы, а также поскольку организовывать уход за СИЗ — это обязанность нанимателя (абзац 2, 3 п. 49 Инструкции). По этой же причине работники не могут заниматься самостоятельной доставкой в стирку СИЗ.

 

 

Кроме того, отдельные виды производственных загрязнений невозможно отстирать бытовыми стиральными машинами, а некоторые загрязнения могут быть опасны и должны до стирки обязательно обеззараживаться (например, загрязнения вредными веществами 1-го и 2-го класса опасности).

Необходимо акцентировать также внимание на том, что в зависимости от специфики работы, некоторые СИЗ до стирки должны подвергаться обеспыливанию (в специально оборудованных помещениях, оснащенных качественной вытяжной вентиляцией), дезинфеции (как по специфике работы, так и в случае заболевания работника инфекционным заболеванием), дезинсекции.

После ряда стирок, химчисток, спецодежда может изнашиваться, требовать ремонта, что также является обязанностью нанимателя (и за его средства), но не самого работника. Бывшие в употреблении СИЗ (в том числе арендованные) выдаются другим работникам только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта (пункт 45 Инструкции). Стирка СИЗ выполняется с периодичностью, установленной исходя из характера работы по согласованию с профсоюзом, но не реже раза в месяц (пункт 51 Инструкции).

 

 

Информативно.

Как правило, для стирки СИЗ наниматели привлекают сторонние организации на договорной основе. При выборе сторонней прачечной исходят из ее оснащенности специализированным оборудованием (способным отстирывать стойкие производственные загрязнения). Чтобы упорядочить процесс сдачи спецодежды в стирку и ее приемки из прачечной, целесообразно регламентировать выполнение таких работ локальными правовыми актами организации (приказ, распоряжение). Так, стоит предусмотреть, в каком порядке должна сдаваться спецодежда (например, индивидуально каждым работником или централизованно по структурным подразделениям); кто является ответственным за ее прием от работников и последующую транспортировку в прачечную, с которой заключен договор, или в помещение для стирки организации, а также за транспортировку чистых СИЗ из прачечной (помещения для стирки) и последующую выдачу работникам; где будет складироваться загрязненная спецодежда до отправки в стирку и т.п.

Разрабатывать локальный правовой акт, который регулирует вопросы, связанные с использованием СИЗ, организации не обязаны. Однако, чтобы наладить процесс обеспечения работников СИЗ, предотвратить возможные ошибки и снизить разного рода риски, стоит это сделать, максимально конкретизировав каждый этап «работы» со спецодеждой, зафиксировав ответственных лиц, детализировав сроки и т.п. С инициативой разработать такой документ вправе выступить руководитель организации или лицо, ответственное за обеспечение работников СИЗ. Принять решение о разработке такого локального правового акта, назначить ответственных за разработку и определить сроки подготовки может руководитель в распорядительном документе, например приказе. Как подобный документ назвать — нигде не прописано. По выбору организации это может быть Положение о порядке обеспечения работников СИЗ, Инструкция о выдаче СИЗ и т.д. Законодательных требований к содержанию такого локального правового акта тоже не установлено. В таком документе в том числе можно прописать порядок хранения, стирки СИЗ, списания и т.д., в том числе требования к местам и условиям хранения в зависимости от видов спецодежды; местам установки шкафов для раздельного хранения СИЗ и личной одежды; проводимые мероприятия по уходу за СИЗ в организации (как собирают СИЗ и в каком порядке возвращают; где спецодежду ремонтируют, стирают, проводят иные мероприятия по уходу за ней; если СИЗ сдают в химчистки (прачечные) — целесообразно описать процесс доставки, назначить ответственное лицо) и т.д.

Полезные ссылки

"Профсоюз не молчит! Профсоюз не боится!
С профсоюзом многого можно добиться!"

Романьков Юрий Иванович

Председатель Могилевской областной организации Профсоюза Белэнергототгаз