Маленькие шпаргалки для родителей, которые решают большие проблемы


В своей практике работы с детьми разного возраста я определила несколько психологических техник, которые действительно помогают. Наши дети не меньше нас нуждаются в поддержке и очень хочется, чтобы они научились самопомощи в любых трудных ситуациях.
Начинается время некоторого спокойствия, когда отдыхают и дети — и взрослые. Время обретения ресурсного состояния. Итак, мы поговорим о том, что можно использовать, играя с детьми, для снятия тревоги, апатии, бессилия, чувства одиночества и многого другого, что приносит внутренние переживания. Эта статья подойдет тем родителям, чьи детки испытывают нехватку каких-либо ресурсов, часто переживают, расстраиваются, имеют низкую самооценку или просто вам не хватает эмоционального контакта с детьми.
Обычно дети очень реагируют на цвет! Уже в четыре года ребенок может назвать свой любимый цвет. Если ему нравятся разные цвета, можно определить, какой из них связан у ребенка со спокойным и безопасным чувством. Нужно спросить, какие ассоциации вызывает этот цвет, в чем его радость. Дальше можно сделать некий амулет этого цвета, сплести браслетик, сделать бусы и т.д.. Например, ребенок выбрал зеленый цвет, и родители предлагают ему: «А давай мы сделаем тебе зеленую шляпку и каждый раз, когда ты будешь чувствовать тревогу или страх, ты сможешь надеть ее, вспоминая те чувства, которые у тебя вызывает этот прекрасный цвет».
Можно запланировать День счастливого цвета ребенка! В этот день все в доме одеваются в одежду любимого цвета своего малыша. Такой день хорошо проводить не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Ваши дети должны понимать, что и у взрослых есть тревожные чувства, и они тоже нуждаются в поддержке близких.
Следующим ресурсом может быть любимая пора года! Например, у ребенка это весна. Тогда стоит спросить: почему весна, что тебя в ней привлекает, какие чувства она вызывает у тебя? Дальше весну можно нарисовать вместе с ребенком, если он еще не может самостоятельно рисовать. После предложите ему представить, глядя на рисунок, как он гуляет там, как ему тепло и приятно, как греет солнышко, и поют птички, дует легкий ветерок. Этот рисунок желательно повесить над кроватью или возле письменного стола и сказать: «Когда тебе станет холодно или грустно, посмотри на свой рисунок и вернись туда. Помни, что после зимы всегда наступает весна, и всегда после чего-то плохого тоже будет много хорошего».
Замечательным ресурсом является музыка! Наверняка у ваших детей есть любимая мелодия. Сделайте так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее послушать каждый раз, когда ему станет обидно или нахлынут неприятные чувства. Музыка вызовет восторг и ощущение радости.
Также не забудем про любимое животное! Определите его четкий образ, какой опыт получил малыш, встречаясь с этим животным. Спросите, какие качества этого животного привлекают ребенка, в каких случаях эти качества могут помочь ему? Можно слепить из пластилина, теста, глины, поставить на полочку, дать ему имя. Это будет своего рода внутренний помощник. Его можно хранить в своем сердце и каждый раз, когда потребуются такие качества как сила духа, спокойствие, выносливость, ребенок может обратиться к своему сердцу и соединиться со своим помощником.
P.S. В преддверии Дня защиты детей очень хочется пожелать нашим детям хорошего отдыха, отличного настроения и психологического комфорта.
Психолог филиала «Бобруйские электрические сети» Ю.Н. Бусел